"День экспериментов в детском саду".

Интеллектуальная сфера ребенка дошкольного возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребенка).И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

            В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое – либо явление, изменять его в том или ином направлении;  получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить, более сложные преобразования.

           Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действий, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия. В этом процессе роль взрослого заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.